Якорное устройство судна

29 Августа 2021

Удержание судна на месте обеспечивается якорями. Таковые могут понадобиться как во время стоянки на причале, так и в открытом море. Используются они и для маневрирования в ограниченном пространстве. С учетом этого якорное устройство судов – сложная система, конструкция и работа которой будет отличаться в зависимости от вида плавсредства и назначения.

Содержание:

Назначение якорного устройства судна

Якорно-швартовное устройство предназначено для:

  • обеспечения надежного положения на рейде или в открытом море;
  • удержания на месте судна одновременно со швартами;
  • помощи в снятии судна с мели;
  • возможности управления судном в стесненных и ограниченных условиях.

Также назначение устройств зависит от размещения и роли. В носовой части располагают основные становые якоря. Их задача – фиксировать базовое положение корабля. В качестве вспомогательных используются судовые стоп-анкера, размещаемые обычно в кормовой части. Такие устройства обеспечивают определенный поворот и положение судна.

Состав якорного устройства

состав якорного устройства

Основные элементы якорного устройства:

  • якорь;
  • якорная цепь;
  • стопоры;
  • якорные механизмы;
  • командоконтроллер;
  • якорные клюзы и крышки к ним;
  • цепной ящик и трубы;
  • устройства для крепления и отдачи концов.

Каждый элемент имеет собственное устройство и назначение.

Схема якорного устройства

схема якорного устройства

Схема якорного устройства включает размещение на корабле, положение элементов, перечень. Для разных типов судов определенные аспекты будут отличаться, однако общие сохраняются неизменными.

Типы якорных устройств

Классификация якорных устройств подразумевает два направления – по типу механизма и способу размещения. В первом случае механизмы делят на:

  • устройства с брашпилем;
  • со шпилями;
  • со швартовочными лебедками.

Многие варианты считаются устаревшими и используются лишь на спортивных и парусно-учебных плавсредствах. Современные суда обычно оснащаются механизмами патентованной системы без штока и с поворотом лап в обе стороны.

По способу размещения якорные системы устраивают:

  • с открытыми клюзами;
  • с нишами под якоря;
  • с выступающими клюзами;
  • без клюзов с хранением на палубе.

В некоторых случаях выделяют и третий тип классификации, делящий механизмы на глубоководные и обычные. Однако такое разделение считается условным и зависит от назначения судна.

Типы якорей

типы якорей

Работа якорного устройства и их эффективность зависит от выбранных якорей. По конструктивным особенностям такие элементы могут быть со штоком или без него с поворотными лапами. Также их различают по способу изготовления – литые, кованые, сварные.

При выборе данного элемента обращают внимание на его удерживающую способность. Для этого учитывают массу, водоизмещение судна, ширину и иные факторы.

определение судового снабжения по характеристике

Наиболее распространенными типами якорей являются:

  • адмиралтейские – рассчитаны на хорошее удержание с зарыванием одной лапы в морской грунт, хранятся обычно на палубе, неудобны для использования на малых глубинах;
  • якорь Холла – падает плашмя, зарывается в грунт двумя лапами, однако под действием различных факторов на судно может переворачиваться, что требует вытравливания дополнительной цепи, часто используется на промысловых судах;
  • якорь Матросова – имеет сходства с предыдущим, но лучше сопротивляется опрокидыванию за счет более треугольной формы сечения.

Выделяют и некоторые другие типы якорей. К примеру, «мертвые» применяются для удержания буйков, «кошки» с четырьмя лапами рассчитаны на удержание небольших плавсредств или подцепление предметов со дна.

Устройство якорной цепи

устройство якорной цепи

Удержание судна в нужном положении обеспечивается не только якорем, но и соединяющей с ним цепью. Вся ее длина формируется смычками по 25 метров. Смычки бывают якорными, промежуточными и коренными, последняя крепится к самому судну. Между собой они соединяются специальными звеньями. Для прохождения плашмя имеют нечетное количество звеньев.

Во избежание перекручивания смычка цепи с якорем оборудуется вертлюгом. Соединения участков цепи обязательно маркируют краской и проволочными шлагами. Они позволяют ориентироваться в длине выпущенной цепи.

Устройство якорной лебедки

Схема якорно-швартовного устройства не обходится без соответствующих механизмов. Для спуска и подъема якоря применяются лебедки. Такие механизмы могут работать на электрическом или электрогидравлическом приводе.

Устройство лебедки включает следующие элементы:

  • панель и плата управления;
  • мотор с редуктором, для простых моделей – ручной механический привод;
  • катушку с якорной цепью (канатом);
  • профили, помогающие править выборку;
  • крепления, роульсы и другие узлы.

По размещению вала различают два типа таких устройств – шпили и брашпили. В первом случае намотка производится на вертикальный вал, такой вариант отличается компактностью. Во втором случае механизм размещается горизонтально.


Вас также может заинтересовать:


Требования к якорному устройству

К якорному устройству судна предъявляются следующие требования:

  • крупные корабли с неограниченной дальностью плавания должны иметь не менее трех становых якорей, один из которых считается запасным;
  • длина цепей таких судов не должна быть меньше 200 метров, для кораблей ограниченного радиуса плавания – не менее 100 м;
  • мощность подъемного механизма должна обеспечивать скорость выборки от 10 метров в минуту в течение получаса;
  • привод должен быть рассчитан на выборку одновременно двух якорей с половины расчетной глубины.

Конструкция механизмов и всех его элементов должна учитывать и особенности судна. Также с учетом его габаритов подбираются тросы или цепи, сами якоря, крепления и иные детали.

Важно учитывать, что оформление и обновление документов затрагивает и соблюдение требований Регистра к якорному устройству. Для этого:

  • не реже одного раза в два года якорные цепи проходит освидетельствование;
  • якорные цепи и ящики осматривают не реже одного раза в году;
  • очистку цепей от ржавчины производят вместе с плановым ремонтом или докованием;
  • после стоянки в штормовую погоду и подъеме якоря все элементы тщательно осматривают, обращают внимание на соединительные скобы, цепи и вертлюги.

Исправность системы проверяют каждый раз перед выходом в море, якорной стоянкой, прибытием или выходом в узкое пространство. Все элементы должны быть исправными. Обязательно на холостом ходу проверяют работу лебедки.

Якорная система

Правила эксплуатации якорного устройства

Якорное устройство должно всегда поддерживаться в исправном состоянии. При его эксплуатации обращают внимание на следующие аспекты:

  • маркировка и окраска цепи проводится своевременно;
  • состояние и элементы крепления цепи также проверяются постоянно;
  • уделяют внимание исправности механизму экстренной отдачи концов, оно должно быть разработанным и смазанным;
  • лебедку проверяют на холостом ходу перед каждым применением;
  • якорные цепи следует обмывать при подъеме, они должны быть чистыми;
  • в момент плавания якоря следует втягивать до конца и держать на стопорах;
  • цепные ящики не реже раза в год очищают от грязи и ржавчины;
  • в зимнее время перед работой все элементы освобождают от льда;
  • соединительную скобу цепи не допускается оставлять на звездочке брашпиля;
  • если под расположением якоря проводятся работы или находятся иные объекты – его ставят на два стопора;
  • при длительной стоянке следят, чтобы цепь не перекручивалась, также не допускают длительного стояния в плавучих льдах.

Уход за элементами механизмов осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации. В случае необходимости производят ремонт и замену комплектующих.